Администрация

Трудоустройство людей с инвалидностью опыт компании «Билайн»

 

Сегодня в России уже есть опыт успешных практик инклюзивного найма, в том числе среди отечественных компаний. В «Билайне» сотрудники с ограничениями здоровья трудятся на самых разных позициях: от SMM до юридического отдела, а в 2019 году при поддержке компании была запущена онлайн-платформа Everland для трудоустройства людей с инвалидностью..

Опыт «Билайн»

Полина Котляренко, менеджер по устойчивому развитию билайн:

«Инклюзия в билайн: от сервиса к качеству жизни»

Билайн – это технологичная компания, которая имеет реальные возможности влиять на качество жизни людей с помощью цифровых технологий. О том, что мобильный телефон – это основной инструмент доступности, в компании знали еще за несколько лет до ратификации Россией Конвенции по правам человека. Технологии могут давать людям со специальными потребностями не только возможности коммуникации, но и новое качество жизни, возможность интеграции в общество и позитивный взгляд в будущее, — считают в билайн.

В компании все началось со специальных тарифов для глухих и слабослышащих клиентов еще в 2007 году. Сегодня почти все сервисы оператора связи адаптированы под требования универсального дизайна, а внутри компании совершенствуется инклюзивная среда для сотрудников с особыми потребностями.

Полина Котляренко, менеджер по устойчивому развитию билайн рассказала, почему важны тренинги по коммуникации с людьми с инвалидностью, как в компании интегрируют специалистов и в чем плюсы инклюзивной команды.

Почему сегодня бизнесу нельзя без инклюзии?

По статистике, к 2030 году порядка 800 млн человек в мире будут нуждаться в ассистивных (вспомогательных) устройствах. Это связано с развитием медицины, повышением качества жизни, появлением техногенных и антропогенных катастроф и других факторов. Не учитывать эту аудиторию — значит терять в эффективности. В России аудитория людей с инвалидностью и их семей большая. Помимо 13 миллионов самих людей с инвалидностью, это еще их близкие, семьи, друзья. В итоге мы говорим об аудитории в 40-50 миллионов. И это невозможно не учитывать в продуктах и рекламных кампаниях.

Если говорить про инклюзию внутри компании, то исследования подтверждают, что инклюзивные команды показывают более высокие бизнес-результаты, потому что у них есть уникальный подход: чем разнообразнее состав участников команды, тем больше разного жизненного опыта и компетенций они могут привнести при работе над проектом. Такие команды быстрее генерируют инновационные идеи из-за гибкости мышления участников, быстрее решают задачи.

Также есть исследования, которые говорят, что люди с инвалидностью не склонны часто менять свою работу. Нанимая кандидатов с особенностями здоровья, можно предполагать, что такой сотрудник задержится надолго, и для работодателя это большой плюс. Само законодательство стимулирует стать бизнес инклюзивным, ужесточая законодательство по квотированию и предлагая различные льготы.

Цифра 100 сотрудников с инвалидностью кажется условной. Вам не сильно важна эта статистика?

100 человек — это люди, которые заявили о своей инвалидности при приеме на работу либо предоставили документы, получив инвалидность во время работы у нас. Важно понимать, что не все готовы озвучивать эту информацию. Это право человека на приватность, и, конечно, работодатель не может требовать раскрытия особенностей здоровья. Есть сотрудники, которые не предоставляли справку об инвалидности при приеме на работу, потому что она им не мешает трудиться, для удаленного формата это и не требуется. Вне зависимости от официальной статистики мы постоянно работаем над инклюзивной культурой внутри, чтобы все сотрудники чувствовали себя комфортно, считали себя частью коллектива. Мы рассчитываем, что наша ДНК бренда, отношение к сотрудникам, социальные гарантии и позиции на рынке будут и дальше привлекать к нам самых лучших специалистов вне зависимости от особенностей их здоровья.

Часто работодатели боятся адаптации рабочих мест в офисе. Это оправданный страх?

Некоторые компании боятся брать людей с инвалидностью в штат, считая, что необходимы огромные средства на обустройство специальных рабочих мест. Нужно понимать, что часто специалисты с инвалидностью предпочитают работать из дома, потому что так удобнее выстраивать день и планировать необходимые процедуры по поддержанию здоровья. Нужно давать такую возможность, просто обустроив доступные рабочие места в удаленном формате. А также привести в необходимое соответствие свой офис — ширину проходов, туалеты, лифты и другое — весь периметр необходимой доступности. Благодаря удаленному формату безбарьерную среду построить легче, это первый быстрый шаг, а физическая доступность офисов может развиваться постепенно. Это влияет на скорость коммуникации — не надо бежать в офис, собирать всех коллег на встречу. Можно собраться в Zoom. Новым сотрудникам, которые пока побаиваются общаться с большими командами, можно выключить камеру и чувствовать себя более уверенно.

Готовы ли вы обучать человека без опыта?

Мы — телекоммуникационная компания, поэтому большая часть процесса обучения построена в онлайн-формате через наш корпоративный и старейший в стране «билайн Университет». Большое значение уделяется не только профессиональной подготовке, но и программам интеграции человека в бизнес-процессы, в команды. Есть разработка индивидуальных планов развития каждого сотрудника. С помощью более опытных коллег и руководства можно построить дорожную карту от одного года до нескольких лет и отслеживать по ней прогресс специалиста. Также у нас есть поддержка ментального здоровья сотрудников: общение с психологом, группы по интересам — мы вместе обсуждаем фильмы, книги, общественные события, есть специальное приложение для спорта и уже сформированные команды по бегу, футболу, волейболу, во все регионы транслируются занятия по йоге. Важно создавать общность, желание объединяться не только по рабочим вопросам — это очень важные моменты для предотвращения выгорания человека на рабочем месте.

Какие трудности возникают при трудоустройстве людей с инвалидностью?

Мы ИТ и инженерная компания, поэтому у нас исторически очень высокие требования к экспертности персонала – мы работаем со сложным оборудованием, хранением и обработкой данных клиентов, бизнес-процессы построены с учетом высоких скоростей. Мы столкнулись со сложностью закрыть начальные массовые позиции инклюзивным наймом – специалисты с инвалидностью не всегда имеют представление о том, что такое бизнес-коммуникация, какие требования предъявляются к сотрудникам в периметре корпорации. Человек может иметь не одно высшее образование, но практические рабочие навыки у него отсутствуют. Например, он не умеет пользоваться Excel. Хотя, казалось бы, сегодня это базовый навык. В общем, это не трагедия – все корпорации сталкиваются с аналогичными проблемами при приеме студентов. Главное – мотивация работать и быстро вникать и обучаться, терпение и настойчивость. Как решение у нас есть система коучинга, наставничества, тренинги по базовым офисным программам, с которыми мы работаем. Но лучше все-таки базовые программы работы с компьютером освоить до прихода в офис, это сильно повысит экспертную ценность сотрудника.

Также в прокачке нам помогает наш партнер Everland – в 2019 году мы совместно запустили онлайн-платформу для трудоустройства людей с инвалидностью. На выходе мы получаем специалистов, которые готовы занимать даже не начальные, а средние позиции в разных подразделениях, начиная от smm и заканчивая поддержкой юридического отдела.

Сейчас много говорят о необходимости тренингов при выстраивании инклюзии? Что важно для команды в билайн?

Много лет наши сотрудники на обязательной основе проходят обучение по курсу этики «Кодекс поведения». Он о нулевой терпимости к различным видам дискриминации. Курс сразу же дает понять новым сотрудникам, что в билайн соблюдают права человека и уважительное отношение к коллегам вне зависимости от пола, возраста, национальной принадлежности, вероисповедания и других личных особенностей. Тем не менее, простраивать бизнес – процессы с учетом инклюзивной экспертизы – необходимо. Если не адаптировать коммуникации и процессы, можно набить много «шишек», столкнуться с серьезными конфликтными ситуациями и разочарованием в повестке. Поэтому мы три года назад совместно с Everland запустили тренинг для колл-центра с реальными кейсами: как правильно взаимодействовать с клиентами с различными особенностями здоровья. Курс вызвал живой интерес и у коллег из других департаментов. На данный момент обучение прошли более 3000 сотрудников. Мы получили огромное количество положительных отзывов.

Сейчас мы готовим еще один тренинг. Он рассчитан на всех 24 000 сотрудников компании. Его цель — рассказать сотрудникам о том, что билайн делает для продвижения повестки инклюзии и научить простым инструментам корректного поведения с клиентами и коллегами вне зависимости от особенностей их здоровья.

Какие мифы развенчаны из вашего опыта инклюзивного трудоустройства?

Мы для себя развенчали миф о том, что люди с инвалидностью – это всегда рисковые сотрудники, которые часто выпадают из рабочих процессов, в которых постоянно нужно вкладывать ресурсы и время. Вместе с Everland мы пытаемся изменить существующие сомнения и на рынке. Принимая на работу сотрудников с инвалидностью, мы еще раз доказываем, что особенности здоровья не влияют на рабочий процесс, важна квалификация человека, а она может совершенно не зависеть от наличия справки об инвалидности.

Считаете ли вы, что решение поддержать Everland в трудоустройстве людей с инвалидностью было верным?

Это решение полностью соответствует нашему видению в контексте стратегии устойчивого развития, когда технологии помогают решать ту или иную социальную проблему. Сейчас на платформе порядка 1600 человек, 650 из них прошли обучение и оформлены в штат или принимают заказы на фрилансе в Everland, в билайн и у других партнеров платформы: Тинькофф, Совкомбанк, «Яндекс» и др. Также благодаря совместному запуску направления тестирования доступности онлайн- и офлайн-среды у бизнеса, многие компании осознали важность доступной среды для всех клиентов и перестраиваются под потребности людей с инвалидностью, становятся доступными для миллионов людей в нашей стране. А, казалось бы, все начиналось с небольшого проекта с партнерами Everland. Позже идеи трансформировались уже в Национальный инклюзивный договор, объединяющий бизнес по всей России ради создания по-настоящему доступной среды и общества равных возможностей.

Чем больше результаты, тем масштабнее планы. Что в перспективе на 2022 год?

Мы провели большое исследование по инклюзии внутри компании, которое поможет переосмыслить отстройку процессов, измерить и оценить ситуацию и направления компании. Так мы сможем разворачивать новые инклюзивные программы внутри, например, уже сейчас готовится обновление нашего курса для сотрудников, которое поможет выстроить инклюзивные команды и прокачает навыки общения с клиентами.

 

В самое ближайшее время бизнесу придется выработать механизмы инклюзивного найма. И мы надеемся, что они будут не только эффективными, но и устойчивыми.